Главная » 2011 » Июль » 23

3 и 5 июля 2013 г. депутаты Госдумы большинством голосов приняли в первом и втором чтениях Закон о реформе РАН предложенный и лоббируемый Правительством России и лично президентом страны В.В.Путиным . О содержании проекта Закона и его планируемом срочном принятии до 27 июня этого не знали ни избранный президентом РАН В.Фортов, ни члены Общественного совета при министре науки и образования, ни члены профильного Комитета Госдумы по науке и образованию . Подготовка и принятие Закона по свидетельству министра образования и науки г-на Ливанова велась в режиме спецоперации, т.к. истолковать его слова «что обсуждать реформу бессмысленно, текст Закона принят кем надо заранее» по другому невозможно *.

Суть принятого в первом и во втором чтении Закона о реформе РАН** следующая:

1) намечена конфискация (отъем) всего находящегося в пользовании и в управлении у Российской академии наук, Академии медицинских, Академии сельскохозяйственных наук и у входящих в их состав научных институтов недвижимого и движимого имущества;

2) намечена передача всего изымаемого у РАН, РАМН РАСХН имущества в управление (собственность?) специально создаваемого для управления всем этим имуществом государственного Федерального Агентства по управлению имуществом «РАН»;

3) намечено наделение этого Агентства полномочиями по упразднению и созданию новых институтов и лабораторий, пересмотру и определению их штатов, бюджета;

4) намечено наделение этого Агентства правом контроля за финансируемой государством через Агентство направлениями научной деятельности и научными задачами институтов и лабораторий новой «РАН»;

5) намечено формальное объединение трех ранее самостоятельных академий в одну суперструктуру «РАН» и переход в нее всех нынешних академиков и членов-корреспондентов РАН, РАМН, РАСХН .

Об увеличении бюджета новой «РАН» и доведении расходов на науку до 4-6 % валового национального дохода как в европейских странах, Китае, Японии, США, в новом проекте Закона о «РАН» не сказано ни слова, т.е. увеличить финансирование новой «РАН» Правительство не планирует.


Находящееся в управление РАН, РАМН и РАСХН и имущество – это здания и земельные участки переданные еще царской и советской властью научным учреждениям, сельскохозяйственные и лесные станции, опытные поля, водоемы, научные и экспедиционные базы и полигоны, биостанции, музеи и научные коллекции, научные приборы и оборудование - синхрофазатроны, телескопы, корабли, лабораторные установки, реактивы и т.п. – общая стоимость которых, составляющая многие сотни миллиардов долларов сравнима, вероятно, со стоимостью вооружения российской армии, авиации и флота вместе взятых ..

Фактически Закон лишает супер «РАН», ее руководство и ученые советы и руководителей научных институтов и лабораторий функции , возможности и права самостоятельно определять приоритеты, направления и задачи научной работы, финансировать в рамках выделяемого государством бюджета и других источников те или иные научные лаборатории, школы, проекты, ученых и передает основные функции и право распоряжения всем необходимым для осуществления научной деятельности имуществом , оборудованием и бюджетом новому федеральному Агентству и назначаемым государством менеджерам, не являющимися сотрудникам новой супер «РАН», .которые могут и будут служить всего лишь бизнес-управляющими.

Все, что до настоящего времени определяли и делали в РАН, РАМН и РАСХН их руководители и руководители институтов и лабораторий – по мысли Путина, должны взять в свои руки «смотрящие» за наукой и назначаемые государством чиновники. Они, а не ученые будут решать, что в науке нужно и следует поддерживать, а что нет. Бюрократический смысл и цель предложенного Закона о «РАН» - поставить научную деятельность в России и передать распоряжение огромным, созданным во времена царской России и СССР имуществом и бюджетом РАН под полный контроль государственных чиновников . Это не что иное, как сознательное разрушение институциональной основы и коренных, базовых условий самоуправления и системной самоорганизации научной работы..

Приняв предлагаемый Путиным и правительством путь и Закон о реформе РАН, страна , все граждане, общество получат в результате громадный рост коррупции и распродажу и разбазаривание значительной части академического имущества (примеры Сколкова и Оборонсервиса в этом плане очень показательны), гибель множества существующих сегодня в России научных направлений, в т.ч. перспективных, деморализацию научных коллективов, инфаркты и самоубийств среди пожилых, заслуженных ученых, отъезд за границу молодых научных сотрудников или их уход из науки.

В истории России принудительный отъем у самоуправляемых научных организаций и коллективов всего находящегося в их ведении недвижимого и движимого имущества, в т.ч. научного оборудования и передача всего этого госагентству по управлению имуществом «РАН» по масштабу и стоимости изымаемых ценностей, методам проведения операции и ее последствиям можно сравнить с изъятием церковных ценностей и ограблением Церкви осуществленной в 1922 году по приказу Ленина под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающему Поволжью, раскулачиванием крестьянства в 1930-1931 гг, под предлогом индустриализации и шоковой экономической реформой и с залоговой приватизацией 1991-1993 гг. под предлогом необходимости роста эффективности, существовавшей экономической системы. Цинизм власти в этих ситуациях примерно одного уровня : когда сотни ограбленных церквей закрылись конфискованные церковные ценности пошли не на помощь голодающим, а на другие дела, раскулачивание обернулось необратимым запустением деревни , шоковая реформа и залоговая приватизация - обесцениваем трудовых накоплений и честного, производительного и научного труда, запустением тысяч предприятий, сосредоточением 90 % природных ресурсов страны в руках нескольких сотен человек и их сверхобогащением. ..

На наш взгляд, важно увидеть и понять, что принятие и реализация Закона о реформе «РАН» в лоббируемом Путинном варианте разрушает и уничтожает сложившуюся и существующую в России базовую структуру национальных задач, ценностей, смыслов национального существования и одну из составляющих национальной идеи, объединяющую и значимую для нескольких поколений людей и существенную для культурной, гражданской и национально-государственной самоидентификации российских граждан. А именно, со времен Петра I в нашей стране в сознании образованной части народа укоренилась мысль, что одной из главных идей и ценностей, объединяющих нашу страну и придающих смысл существованию нашего общества и государства, и вместе с тем - общепризнанными гордостью и необходимостью - является развитие и поддержка наук, что ученые и образованные люди, занимаясь наукой, сами, своей охотой приносят огромную пользу обществу, государству и людям, что научная деятельность должна и может быть только широкой и свободной, что государство должно ученым помогать средствами, что вмешиваться в работу ученых властям не нужно, а если что для государства от науки будет нужно специально, тогда надо ученых об этом попросить и дать им для выполнения этого дела денег и создать условия, и ученые как Левша все, что надо сделают, - от самолетов и космических ракет до водородной бомбы и искусственного сердца и искусственного мозга, да еще придумают что-нибудь интересное сверх того. Представление о ценности свободной науки, о том, как и кем наука делается воспитанное и воспринятое в России в течение нескольких столетий поколениями и кругом образованных людей, на два порядка более широким, чем круг ученых, одно из тех, что до сих пор объединяет нашу страну и укоренено в общественном сознании и российском менталитете .

Задаваемое Законом о «РАН», отношение к ученым и научным сотрудникам как наемной рабочей силе, работающей под всесторонним контролем чиновников Агентства по управлению имуществом «РАН», которые должны будут принуждать (вынуждать) научных сотрудников выполнять только государственные задания, потому что все финансируемые Агентством научные темы и задачи по определению ставятся, допускаются, финансируются и осуществляются для обслуживания интересов государства и в интересах власти - резко меняет, что далеко не безобидно, глубокие и базовые ценности общества в части восприятии задач науки и ученых и отношения к ним. Закон о «РАН» организует и представляет сферу науки и работу ученых как деятельность бюрократической касты научных сотрудников-чиновников, обслуживающей государство. Но это неправда и ложь! Общеизвестно и общепринято, что занятия наукой мотивируются интересом к природе, к человеку, к истории, к своей специальности, любопытством, желанием познать неведомое, разрешить существующие в науке проблемы, принести пользу людям и обществу, получить признание, тщеславием, наконец. Достаточно вспомнить, кем были, как себя вели и кем являются в общественном сознании Ломоносов, Менделеев, Вернадский, Сахаров. В целом , в общественном сознании у ученых абсолютно другая роль , чем заложенная в Законе о «РАН» роль госчиновника–сотрудника «РАН» , абсолютно другое социальное и культурное общественное положение и значение, другие задачи, чем те, что выстраивает и навязывает Закон о РАН.

Как изменится сознание российских детей , школьников и студентов, российского общества в этих вопросах всего лишь через десяток лет при том отношении властей к ученым , к науке и к целям и задачам работы «РАН» , каким оно проявилось и каким оно представлено в Законе о «РАН» ?

И это не выдуманная опасность, а реальная и разрушительная УГРОЗА. В подтверждение этой мысли хочу привести отрывок из обращении общего собрания коллектива ученых ГЕОХИ к президенту страны В.Путину от 4.07.13. говорится***:

……<Вами и Законом о РАН> «Отменяется основной принцип построения Академии наук, позволившей ей пережить все смены политических режимов: самоуправляемость, неподведомственность государственным структурам.
В проекте отменяется главная задача, записанная в Уставе РАН: «проведение фундаментальных исследований в области естественных, технических, гуманитарных и общественных наук, способствующих экономическому, духовному и социальному развитию общества».


Первоочередными задачами новообразованной РАН объявляются следующие:

1)разработка предложений по формированию и реализации государственной политики;
2)экспертиза крупных научно-технических программ и проектов;
3)участие в организации и координации поисковых и фундаментальных научных исследований;
4)предоставление научно-консультативных и экспертных услуг органам власти Российской Федерации …»
и другие задачи. Они не предусматривают получение новых знаний, проведение фундаментальных научных исследований, а лишь участие в их координации и организации и предоставление научно-консультативных и экспертных услуг.
Научные институты отлучаются от академического сообщества. Фактически это означает ликвидацию базы фундаментальной науки в стране, которая является основой для прикладных исследований, в том числе обеспечивающих обороноспособность страны.

Продемонстрированный подход показывает отсутствие понимания составителями проекта главных проблем российских ученых, пренебрежение элементарными этическими нормами и демократическими процедурами».


К сожалению, принципиальные замечание и категорическое неприятие проекта Закона о РАН, публично высказанные вначале новым, недавно избранным президентом РАН Владимиром Фортовым, Президиумом РАН, коллективами нескольких десятков институтов РАН, руководителями профсоюза работников РАН, резко отрицательное мнение о предлагаемом Законе экстренно состоявшихся собраний Сибирского и Уральского отделений РАН и публичное обращение к коллегам нескольких знаменитых физиков-академиков, заявивших об отказе войти в новую структуру «РАН» , которое по состоянию на 3 июля поддержали уже более пятидесяти академиков и членов корреспондентов РАН (все эти обращения и заявления опубликованы в газете «Поиск» ****), резко отрицательное первоначальное мнение руководителей РАМН и РАСХН, так же, также заявивших о своем отказе войти в новую структуру «РАН» В.Путин во внимание не принял.

В беседе с Фортовым транслировавшейся 3 июля по ТV и в тот же день опубликованной*****, Путин предложил мелкие поправки в Закон, касающиеся статуса и состава членов новой РАН , а в качестве главной уступки-приманки сделал предложение В.Фортову одновременно возглавить и новую супер РАН (президентом которой Фортова не избирали!) и учреждаемое госагентство по управлению имуществом новой РАН. На возражения Фортова, что законодательство России предусматривает обязательное публичное обсуждение всех значимых государственных реформ и дает для этого срок не менее 60 дней и что Закон о РАН никто до 27 июня не видел и РАН не участвовала в его подготовке Путин просто сказал, что проект Закона вчера был уже передан в Парламент и его нужно, не откладывая, принять послезавтра во втором чтении. Попытка Фортова убедить Путина в том, что он Фортов, был избран Президентом РАН, имея определенную программу реформ одобренную Общим собранием РАН, и что он хотел бы немедленно передать Путину эту программу и просит Путина дать ему год на ее выполнение, а потом, если не будет результатов Путин может его, Фортова, уволить, не имела успеха.

Владимир Путин коротко ответил, что не верит в возможность реформирования РАН изнутри и потому Закон о РАН должен быть немедленно принят во втором чтении. Для меня, зрителя этой сцены по ТV было стыдно, больно и оскорбительно видеть и затем читать опубликованную на Эхе Москвы расшифровку беседы Путина и Фортова. Если президент государства публично и демонстративно пренебрегает собственными законодательством о порядке проведения реформ государственного значения и публично унижает Президента РАН, говоря ему, что программа, с которой он был избран Президентом РАН не имеет никакого значения, что должна чувствовать образованная часть народа, интеллигенция страны? Что Путин делает со всеми что хочет? Что государство в лице г-на Путина демонстрирует, что побеждает грубая сила и мелкие, оскорбительные подачки и уступки «с барского плеча» , сопровождаемые бешеной и лживой пропагандистской кампанией Закона о РАН ? Думаю, все обратили внимание, что TV дало слово только нескольким «служивым» академикам и руководителям тех фракций Госдумы, которые заявили, что они являются сторонниками осуществляемой спецоперации и что принятые во втором чтении поправки в Закон полностью решили и сняли все проблемы?!!. К сожалению, слова “Протестов больше не будет» сказал сегодня по телеканалу «Дождь» и сам Фортов (Путин его тоже довольно быстро сломал).

За предложенный В.Путиным «Закон о реформе РАН» в Госдуме проголосовали все единороссы, фракция весельчака Жириновского, всегда вовремя приходящего на помощь Путину, а во втором чтении и фракция вечно испуганного и зависимого от администрации «эсера» В. Миронова. Принципиальную позицию в вопросе о государственной реформе институциональных основ науки в России заняли только коммунисты, начавшие собирать подписи за отставку Правительства и отказавшиеся принимать участие в фарсе голосования за принятие Закона о РАН во втором чтении 5 июля..

Что будет с наукой и отношением страны к ученым дальше зависит от нас. Надо сказать, что все эти дни я следил за происходящим с тем же вниманием и с такими же эмоциями и надеждами, с таким же огорчением и гневом, с какими в 1989 г. следил по TV за трансляцией I Съезда народных депутатов СССР и происходившей на нем борьбой представителей власти, членов межрегиональной группы депутатов и «агрессивно-послушного большинства» депутатов. Думаю, что значение борьбы по вопросу о Законе о реформе РАН, происходящей нынешним летом, можно сравнить со значением борьбы на I Съезде народных депутатов в 1989 года по влиянию этих событий на изменения в менталитете народа и российской цивилизации.

Если нынешняя «межрегиональная» группа членов РАН, РАМН, РАСХ и десятки тысяч научных сотрудников этих учреждений не продолжат борьбу с бюрократией и Путиным и их борьба не будет поддержана образованными людьми, которые сами не работают в РАН, - проиграет вся страна. Реформа РАН и других академий конечно же нужна, но не такая и проводимая не таким диким и наглым образом.

... Читать дальше »
Просмотров: 1117 | Добавил: goybestlino | Дата: 23.07.2011